Вилково теплоход Белинский
Судьба парохода

«Корабли постоят – и ложатся на курс
Но они возвращаются сквозь непогоды…»
В. Высоцкий

   Суда, как люди: они не плавают, а ходят; они носят имена собственные; их судьбы сродни судьбам людей. Примером судьба теплохода «Белинский»….
   Моя первая встреча с «Белинским» состоялась в далеком уже 1969 г.
   Теплым июньским вечером того года небольшая группа школьников в сопровождении учителя прибыла на Вилковский морвокзал. Школьники, а было нас 5 человек, представляли собой команду победителей олимпиад по физике и математике разных школ Килийского района (двое из Вилково, по одному из Килии, Шевченково и Десантного). И направлялись мы в Киев, для
отбора в недавно открывшуюся Республиканскую специализированную физико-математическую школу Киевского государственного университета. В середине 60-х годов такие школы были открыты при ведущих университетах страны (в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске) с целью поиска, отбора и подготовки будущих «научных мозгов» страны. Руководителем – тренером нашей районной команды в этой поездке был учитель Вилковской восьмилетней школы Холостенко Пётр Михайлович. Выбор руководителя районной команды говорит о высоком уровне тогдашнего преподавания точных наук в вилковских школах.
   На морвокзале – а он тогда представлял собой двухпалубный дебаркадер, установленный на 18 км Дуная (нынешнее управление порта Усть-Дунайск, перед ним небольшая площадь с памятником рыбаку, ныне стоящего у городского дома культуры), было многолюдно и шумно – все ждали прибытия с Измаила пассажирского теплохода «Белинский».
   Прибытие и стоянка «Белинского» была для тогдашнего Вилково событием городского масштаба и событием почти праздничным. «Белинский», выполняя рейс Измаил – Одесса, отходил с Измаила в шесть часов вечера и, после захода в Килию, к десяти вечера прибывал в Вилково. Здесь у него стоянка была длительной – два часа.
   Посадка вилковских пассажиров, следующих на Одессу и, как правило, с немалым грузом – даров вилковских садов и огородов, а также рыбкой (все это направлялось на одесский Привоз и Новый рынок), с огромными плетёнными корзинами (по местному «баянами»), наполненными яблоками, клубникой, вяленной рыбой, проходила очень шумно и колоритно. Каждый такой пассажир старался занять место на палубе («чтоб не портилось») для своих многочисленных «баянов», и место в каюте III класса (типа общего вагона) для себя: поспать, отдохнуть по ходу в Одессу перед предстоящим нелегким базарным днем.
   Вторая, более многочисленная группа вилковчан, после швартовки «Белинского», попав на теплоход, стремительно направлялась в судовой буфет и ресторан. Главным желанием и целью этой группы состоящей из одних мужчин (в отличие от базарной, в большинстве женской пассажирской группы) было отведать пива, которое подавали на «Белинском». Что подавали тогда к пиву, уже забыто, но вкус истинного чешского «Будвара» помнят до сих пор. Пива, тем более чешского, в те времена в других «точках» Вилков не подавали – иногда, редко, завозили разливное «Жигулёвское». А отечественное пиво, будучи не только разливным, но и разведённым, в ни какое сравнение с «Будваром» не шло. Этот «пивной праздник» длился на «Белинском» не долго: на время стоянки, но он был периодическим — три раза в неделю на все месяцы навигации (с мая по октябрь).
   Судовладелец «Белинского» — Советское Дунайское пароходство было в те времена большим воднотранспортным предприятием, с выходом на рынки придунайских и причерноморских стран. Помимо флота, судоремонтных заводов, больниц, школ, баз отдыха и прочей инфраструктуры, пароходство имело собственное предприятие по снабжению и торговле продуктами –«Торгмортранс», которое закупало много продуктов за рубежом. Эти импортные продукты, как правило, были в большом дефиците в СССР и часто-густо не ведомо рядовому советскому человеку. В том числе (что абсолютно непонятно нынешнему поколению) и чешское пиво, которое «Торгмортранс» поставлял на пассажирский флот пароходства.
   В полночь, 24.00, «Белинский» отчаливал с Вилково и спускаясь по Очаковскому рукаву Дуная, через судоходный канал «Прорва», выходил в море и следовал курсом на Одессу. Дунай-одесскую пассажирскую линию теплоход начал обслуживать в навигацию 1956 г: 27 апреля того года, «Белинский» вышел в первый рейс по линии Измаил – Одесса – Николаев.
   Это был новый теплоход, построенный в 1955 г. в Восточной Германии (тогда ГДР), на судостроительном заводе «Варновверф», в балтийском городе Варнемюнде. В середине 50-х годов Советское Дунайское пароходство (нынешнее УДП) развивалось с нарастающими темпами – рос грузопоток в «социалистическом секторе» Дуная и советских черноморских портах. Нарастали объёмы региональных водных пассажироперевозок (автотранспортные перевозки были тогда в зачаточном состоянии). А существовавший маломощный трофейный и восстановленный после войны флот пароходства уже не справлялся с растущими объёмами. И СДП активно заказывало новые суда.
   В те времена СССР имел уже мощную судостроительную индустрию. Только в одной Украине работали крупные центры судостроения: в Николаеве, Херсоне, Феодосии, Киеве. Но они выполняли в основном заказы советского военного ведомства. Заказы же на строительство гражданского морского и речного флота для нашей страны советское правительство размещало в странах социалистического лагеря. Для верфей Румынии, Восточной Германии, Венгрии и Чехословакии советские заказы в те времена в течении десятилетий были основными и приоритетными. Поэтому, в середине 50-х восточно-немецкий завод «Варновверф» получил заказ от Министерства речного флота СССР на строительство серии пассажирских судов типа «Байкал» (проект 646) в количестве 15 единиц.
   Это были суда речного типа, с ограниченным прибрежным морским районом плавания, причем корпус судна имел ледовое усиление. Название типового проекта и конструктивные особенности судна указывало на его целевое назначение: 646-й проект предназначался для эксплуатации в районе больших сибирских рек, где обычное «сухопутное передвижение» было затруднено либо отсутствовало вообще, а работа в сибирских ледовых условиях (начало и конец навигации) было дело обычным.
Теплоход Белинский      Немцы строили хорошо – теплоходы 646-го проекта были сделаны добротно, надежно и красиво: в отделке пассажирских салонов и кают широко использовались ценные виды древесины – карельская береза, моренный дуб, а также бронза, никель, мозаичное стекло и другие элементы настоящего «морского декора».
   Теплоход типа «Байкал» имел водоизмещение в 770 т. Основные измерения: длина — 65,2 м, ширина — 16,7 м, высота — 12 м, осадка – 2,2 м. Два главных 6-ти цилиндровых дизеля мощностью по 400 л.с. позволяли развивать скорость до 12 узлов (24 км/час). Штатный экипаж состоял из 40 человек (28-судовая команда, 12-пасссажирская служба). Теплоход двухпалубный, с каютами на 1,2,4,6 и 8 человек. Всего судно могло одновременно принять 230 пассажиров. На средней палубе было оборудовано 15 кают I-го класса (на 1 и 2 пассажиров), здесь также располагался ресторан на 27 мест и музыкальный салон. На главной палубе располагались 23 каюты II класса (на 2х и 4-х пассажиров), буфет и пассажирский салон. В трюмной части теплохода было оборудовано 5 кают III класса (на 6 и 8 человек), «повышенной вместимости» — наподобие общего вагона. А поскольку эти суда предназначались для массовых перевозок пассажиров и попутных грузов (в т.ч. почтовых назначений), они имели объёмный грузовой трюм на 30 т, а на палубах можно было разместить до 70 т «палубных» грузов.
   Первоначально все 15 речных теплоходов типа «Байкал» носили названия больших озёр СССР: «Байкал», «Иссык-Куль», «Балхаш», «Онега», «Севан», «Ладога», и имена выдающихся русских литераторов: «Короленко», «Радищев», «Белинский», «Чернышевский», «Сергеев- Ценский», «Мамин-Сибиряк». Присутствовал также обязательный «Ленинский Комсомол».
   Девятым в этой серии стал теплоход «Белинский». Известно, что первоначально он предназначался, как и большинство его «собратьев», для работы в России – в Камском речном пароходстве. Однако, на Дунае, в СДП, к тому времени резко «оголилась» пассажирская линия Измаил- Килия-Вилково-Одесса (на которой долгое время работал старый, 1890 г. постройки колесный пароход «Киев»), поэтому т/х «Белинский» распределили в Измаил.
   Уже тогда, в Германии, не совсем обычно началась корабельная жизнь «Белинского». После приёмки комиссией пароходства судна у стенки завода, было принято решение перегонять его на Дунай не через Балтику и дальше реками СССР, как практиковалось для его уже построенных «байкальских» собратьев, а вокруг Европы – через Северное море, Ла-Манш, Атлантический океан, Средиземное и Черные моря. Дунайский перегонный экипаж успешно справился с таким непростым заданием: теплоход речного класса с ограничениями плавания по морю успешно преодолел 4 тыс. морских миль. И осенью 1955 г «Белинский» прибыл в порт базирования – Измаил.
   В пассажирскую навигацию 1956 г новый теплоход начал обслуживать дунай-морскую линию, которая соединяла Измаил, через Одессу, с Николаевым. Навигация длилась с 15 апреля по 15 октября. Как вспоминают очевидцы: «…..первый заход судна в Одессу не обошелся без курьёза – в порту судно приняли не на пассажирском, а на грузовом районе — лагом к барже, с которой производилась выгрузка цемента в навале. Пассажиры вынуждены были перелезать через леера и пробегать под пылящими цементом грейферами….».
   А с 1957 г, из-за небольшого «николаевского» пассажиропотока, судно стало работать только на линии Измаил – Килия – Вилково – Одесса. С Измаила «Белинский» отходил в 18.00, с Килии – в 21.00, с Вилково – в 24.00, далее следовал ночной переход морем и уже к 7.00 следующего дня теплоход приходил в Одессу. В тот же день, в 23.00, судно отправлялось в обратный рейс — на Измаил. Цены билетов для пассажиров были вполне доступными: в каюте І класса стоимость проезда от Вилково до Одессы составляла 5 руб.30 коп., а в каюте III класса – 1 руб.90 коп. Низкие (из социальных соображений) цены приводили к нерентабельности пассажирских перевозок, и пароходство вынуждено дотировало их из других источников. Но таковы были законы планово-социалистической экономики. И при ее развале в 90-х годах пароходство, в первую очередь, резко сократило пассажирские перевозки – как экономически нецелесообразные. Но тогда, в 60-е, об этом не думалось….
   На линии Измаил-Килия-Вилково – Одесса теплоход «Белинский» отработал 22 года. И пятнадцать лет из этих двух десятков, им командовал прославленный морской капитан Владимир Николаевич Поперечный.
Капитан Поперечный      Капитан Поперечный принял «Белинский» уже в почтенном возрасте – ему исполнилось шестьдесят два года, из которых сорок два были отданы морю. Одессит, начинал плавать в 15 лет «камбузным мальчиком» парохода «Николай», далее матросом на знаменитом пароходе «Император Петр Великий». С 1923 — уже штурманом, а потом и капитаном на теплоходах Черноморского пароходства, .В.Н. Поперечный побывал в портах Турции, Египта, Англии, Германии, Индии. В войну был капитаном грузового судна «Пестель». В 44-году был переведён в только что организованное Дунайское пароходство, на судах которого Поперечный прошел по всему Дунаю. В 1948-1950 г. В.Н. Поперечный работал капитаном Килийского морского порта (а Вилково был его портопунктом), в начале пятидесятых плавал на линии Одесса-Лондон.
   Новому теплоходу «Белинский» повезло с капитаном – многолетний морской опыт Поперечного, его профессионализм, требовательность к себе и подчинённым служили своеобразным верным компасом для экипажа. Поперечный В.Н. всем своим капитанским существом болел за состояние судна, за авторитет экипажа, и конечно, за свой собственный. Как вспоминают сослуживцы, он был всегда подтянут, аккуратен, неизменно вежлив и тактичен с подчинёнными. Пассажиры «Белинского» отмечали порядок, чистоту на судне, прекрасное обслуживание, какую-то особую атмосферу уважения к человеку, ступившего на его борт.
   Капитан «Белинского» всегда учился сам: сохранились материалы очередной проверки знаний, которую Поперечный проходил в пароходстве в 1968 г.В возрасте 73 лет капитан из семнадцати экзаменов десять сдал на «пять» и семь – на «четыре». И учил других: стажировку у Поперечного прошли ставшие известными капитаны Черноморского и Дунайского пароходств – Сорока, Готетидзе, Письменный, Столбовский и много других. И для всех своих учеников В.Н. Поперечный был эталоном флотского офицера.
   Как вспоминал В. Столбовский, капитан Измаильского порта: «Поперечный В.Н. удивительно разбирался во всем морском деле, был очень начитан и хорошо разбирался в изобразительном искусстве. Сам рисовал и писал картины маслом, и неплохо писал – в начале 70-х в Москве была устроена персональная выставка работ Поперечного – художника. И во всем наставлял на хорошее молодых: «Выпивка – это хорошее дело, говорил Поперечный — но его не надо форсировать. Лучше растянуть это удовольствие на всю жизнь….». Известный писатель-маринист Иван Гайдаенко в свое время писал: «В.Н. Поперечный – капитан – миллионер: на его счету более миллиона пройденных миль, очень и очень многие капитаны гордятся тем, что просто знали его….». Под командой В.Н. Поперечного экипаж т/х «Белинский» стал образцовым в Дунайском пароходстве. Команда судна выполняла и перевыполняла плановые задания, занимала первые места в бассейновых и Всесоюзных соцсоревнованиях, ей одной из первых на Дунае было присвоено звание экипажа коммунистического труда.
   К концу 70-х годов технический прогресс «брал свое»: в 1978 г на линию Измаил — Одесса вышли новые суда – скоростные, на подводных крыльях, «Кометы». Расстояние морем в 120 км от Вилково до Одессы «Комета» проходила за три часа. Романтика неспешных ночных рейсов на «Белинском» до Одессы заканчивалась…
   В 1980 г. т/х «Белинский» прошел небольшой ремонт на Измаильском судоремонтном заводе, сервис для пассажиров на судне был улучшен (из 230 мест стало 115) и теплоход стал работать на дунайской туристической линии Измаил – Белград. Но ограничения по габаритам высоты и осадки не позволяли теплоходу подниматься выше по Дунаю – до Венгрии, Австрии, а туристический поток только на Югославию был ограничен.И через год эта линия была закрыта. Теплоход, в ожидании своей дальнейшей судьбы, некоторое время отстаивался в Измаиле.
   Вскоре «дунайская история» «Белинского» была закончена: в марте 1983 г. судно приобретается Киевским производственным объединением «Октава» и перегоняется на Днепр. Известно, что представители объединения «Октава», приехавшие принимать судно, «…были приятно удивлены его прекрасным состоянием…».
   Научно-производственное объединение «Октава», базирующаяся в Киеве, на Оболони, при всей «милозвучности» своего названия было большим «почтовым ящиком» — закрытым предприятием советского оборонного комплекса, специализирующимся на выпуске зенитно-ракетных комплексов, радиолокационных станций, других видов радиоэлектронного вооружения.
Помимо военной продукции НПО «Октава» выпускало и товары народнохозяйственного назначения – медицинскую аппаратуру, счётчики газа, вакуумные камеры, комплектующие для ЭВМ (тогдашние компьютеры). Штат объединения был очень большой и его работникам предоставлялся хороший «социальный пакет».
Киев теплоход Белинский   Т/х «Белинский» стал служить в качестве плавучего дома отдыха для сотрудников «Октавы» и совершал в этом качестве периодические рейсы по Днепру: от Киева до Скадовска. Иногда выходил в Чёрное море, с посещением Крыма. Так было до 1994 г, Позже, до 1998 г., «Белинский» совершал лишь летние трехдневные рейсы «отдыха» на линии Киев – Канев; иногда его фрахтовали на корпоративные мероприятия.
   Все это время судно базировалось в Оболонском заливе Днепра, вместе со своими «небольшими собратьями». К концу 90-х на Оболони и ее набережной началось строительство элитных домов, облагораживание прилегающей территории и акватории. К этому времени «Белинский» уже не выполнял рейсов, не было фрахта – судно постоянно находилось в отстое. Как вспоминал один из членов экипажа: «…с 1999 г. мы уже не выходили в рейсы, т.к. прекратилось финансирование с «Октавы», теплоход вместе с экипажем бродил из рук в руки…».В мае 2001 г. новым местом стоянки стала гавань Рыбальского полуострова; там «Белинский» простоял ещё пару лет, пока его не выкупили россияне.
   Московская туркомпания «Агидель — круиз», которая приобрела «Белинский», была небольшим частным предприятием, которое специализировалась на внутреннем круизном туризме на Верхней Волге, с выходом через Беломор – Балтийский канал (ББК) на Ладожское озеро. Технические параметры уже не молодого «Белинского» как раз вписывались в уже несколько архаичные условия шлюзов немолодого также ББК. И вот на 48-м году жизни началась «российская история» теплохода. После ремонта на Киевском судоремонтном заводе «Белинский» в середине ноября 2004 г, под руководством капитана, назначенного новым владельцем, выйдя из Киева, спустился к Херсону. Здесь произошла полная смена экипажа, далее пройдя Черным, Азовским морями, Волго-Донским каналом, Волгой теплоход в декабре прибыл в Нижний Новгород.
   С весны 2005 г. турфирмы «Адигель-круиз» ставит «Белинский» на круизную линию от Москвы до Санкт-Петербурга и Соловецких островов. На этой линии теплоход работал в летний период до 2012 г. Рейсы были неспешные, туристы как правило – семейные люди, с детьми. По Москва-реке, Волге и Беломорканалу выходили в Ладожское озеро – далее Валаам, Кижи, Соловки. Круиз заканчивался в Санкт-Петербурге. Обратный рейс – через Ладожское озеро на Москву.
Теплоход Шлиссельбург 1   В 2012 г туркомпания «Адигель-круиз», будучи семейным предприятием, после того как супруги расстались, разделила и свое имущество. Теплоход «Белинский» был продан питерской турфирме «Латти». Новые хозяева в меру обновили старенький «Белинский» (после ремонта и реконструкции у него стало 83 комфортабельных места из 230 проектных) и поменяли название судна: с конца 2012 г. «Белинский» стал «Шлиссельбургом». Как заявлял новый судовладелец: «…в ознаменование 310-летия города Шлиссельбург». (Справка: Шлиссельбург (крепость — орешек) – небольшой исторический город с населением 14 тыс. жителей, располагается на левом берегу р. Нева у её истока из Ладожского озера, в 50-ти километрах от Санкт-Петербурга). Но кажется, что основной повод переименования старого «Белинского» — наличие на российском рынке круизного речного туризма его более молодого и красивого конкурента – теплохода «Виссарион Белинский». Этот сравнительно новый (немецкой,1980 г. постройки) комфортабельный четырёхпалубный, на 283 пассажирских места, теплоход-красавец с 2009-х года тоже работает на популярной туристической линии Санк-Петербург-Валаам-Кижи.
   Но и в наше время «Белинский» жив: в сезон 2015 туркомпания «Латти» предоставляла на «Шлиссельбурге» круизы на Соловки. Дунайская легенда – теплоход «Белинский» пережил своих знаменитых на Дунае собратьев – пассажирских теплоходов «Осетия», «Колхида», многочисленных «Комет», «Метеоров», «Ракет» и продолжает свою корабельную судьбу…
   А память снова возвращает автора на борт «Белинского» начала 70- х годов, следующего рейсом Измаил – Одесса. После шумной стоянки в Вилково теплоход выходил в тихое ночное море. Мерная работа судовых двигателей, серебряная лунная дорожка в кильватерной струе, уютный ресторанчик на второй палубе, приглушенный свет, свежесть моря и чуть шампанского от «Тормортранса»… И уже не ученик, а студент столичного университета со своей любимой вилковчанкой, студенткой мединститута – и казалось лучшего места в мире нет…Впереди был рассвет в море, впереди была целая жизнь.
   И на волнах благодарной памяти продолжает своё плавание незабвенный теплоход «Белинский».

Автор: Василий Прокопенко

  1. Сложно описать чувства, которые испытываешь к железному Другу, на котором начинал отец…, к Его Судьбе, к его палубам по которым я бегал 7-летним пацаном… Отца уже нет как 18 лет, а Он жив до сих пор !!! Хочется обнять Его в благодарность того, что Он был и есть!
    Благодарю Василия Прокопенко за шикарный очерк!!!

  2. Владимир Николаевич

    Спасибо! — автору очерка «Судьба парохода», Василию Прокопенко.
    Летом 1969-го, будучи курсантом мореходки, совершал на т/х «Белинский» вояж Одесса — Вилково — Килия — Измаил — Одесса. Сохранились фотографии теплохода, некоторых членов экипажа, дебаркадера-154 (воспетого позже Окуджавой). Довелось тогда и «порулить» в ходовой рубке… Последующую историю теплохода, вот теперь, узнал от вас, — спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*Выберите изображение для Вашего комментария (GIF, PNG, JPG, JPEG): Файл не должен превышать 5 мб.

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.